Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

Год культурного наследия народов России

РУССКАЯ РОСПИСЬ
Русская художественная роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев во всех уголках нашей Родины. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целые народные промыслы, которые создавали товары для рынка как внутреннего, так и зарубежного.

Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Роспись под хохлому зародилась в 17 век в Заволжье близ деревни Хохлома, что в Нижегородских землях, это старинная художественная роспись по дереву в сочных красно-золотых тонах по темной, однотонной, лаковой основе. Причудливо переплетенные травяные узоры, состоящие из спелых, красных ягод земляники и рябины, ярких цветов и причудливых завитушек, золотистых листьев на черном лаковом фоне – главная особенность этой росписи, которая наносилась на деревянную посуду, мебель, статуэтки и матрешки.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Жостовская роспись берет свое начало в подмосковной деревне Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы стали заниматься росписью металлических подносов, поддонов, сахарниц, шкатулок, портсигаров, альбомов, покрытых лаком. На черном фоне изображались цветочные композиции из крупных и мелких элементов, выполненные широкими мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов), сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Наиболее старинная датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в городе Городец Нижегородской области и представляла собой изображение яркими красками на золотистом фоне жанровых сценок из русского купечества, также изображались различные цветочные композиции и узоры, животные (кони, петухи). Отличительная черта этой росписи — яркие, насыщенные цвета, изображения, выполненные свободными мазками, черная графическая обводка. Такой росписью украшали прялки, сундуки, ставни, мебель, створки дверей.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ РОСПИСЬ
Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками.

ОНЕЖСКАЯ РОСПИСЬ
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично.

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ
Один из древнейших городов России – Ростов Великий, славный своей историей и архитектурой, известен еще и уникальным искусством миниатюрной живописи на эмали, которое так и называют ростовской финифтью.
Зародившийся во второй половине XVIII в. кустарный промысел расписной эмали после революции 1917 года приобрел статус производства, откуда и берет свое летоисчисление Фабрика «Ростовская финифть».
В основе изделия – медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным письмом»

ГУСЛИЦКАЯ РОСПИСЬ
Одним из промыслов, существовавших на территории Подмосковья, была так называемая «гуслицкая» роспись, которой в период ее бытования оформлялись исключительно старообрядческие рукописные певческие книги. Более нигде эта роспись не использовалась. Гуслицкая роспись бытовала исключительно в местности «Гуслицы» в юго-восточной части бывшего Богородского уезда, населенной в основном, старообрядцами.

ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ
Пермогорская роспись — крестьянская роспись по дереву Северной Двины. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Развита в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье.

ОБВИНСКАЯ РОСПИСЬ
Обвинская роспись — яркое явление в народных росписях Прикамья XIX — начала XX века, украшала деревянную утварь: прялки, бондарную посуду, игрушки. В центре композиции, как правило, располагался цветок «обвинская роза», растительные узоры (трава, длинные пушистые стебли и плоды) заполняли свободное пространство. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам.

ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Роспись под гжель – вид росписи по глиняным керамическим изделиям, которому присущи исполнение растительных орнаментов разного оттенка синего цвета, выполненных на белом фоне. Называется этот стиль росписи по названию одноименного Гжелевского куста, куда входит 27 деревень Раменского район в Подмосковье. Наносился в основном такой узор на посуду, вазы, чайники, разделочные доски.

УРАЛО – СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ НА АЛТАЕ
Расцвет урало-сибирской росписи приходится на конец XIX — начало XX века, когда в России произошёл переход от курных, то есть «чёрных», изб к «белым» горницам и народ стал украшать их. Изменение интерьера послужило основой для развития домовой росписи.
Возникновение этого промысла на Алтае исследователи тесно связывают с историей формирования этно-социальных общностей, с проникновением русских в Сибирь и её освоением. Научные экспедиции на Алтай обнаружили, что у старообрядцев, наряду с расписанной домашней утварью, широко распространена и домовая роспись. Образцы росписи найдены преимущественно в местах расселения старообрядцев — предгорных и горных районах Алтая. Заселение Уймонской долины происходило в несколько этапов в XVIII — XIX веках. Предки нынешних жителей Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений за веру.

Народ жив тогда, когда сохраняется его национальная культура. Мы не должны становиться «Иванами, не помнящими своего родства». Нам надо гордиться своими исконными народными ремёслами, любить свою культуру и формировать национальное самосознание.

В наш стремительный век научно-технического прогресса у людей появилась насущная потребность в окружении себя красотой. А народное искусство, как никакое другое, умеет создавать праздничную радость. Здесь живут рядом сказка и реальность, традиция и современность. По замыслу художника мир должен быть устроен красиво и гармонично. Всё это воплощается в народном декоративном искусстве.