Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

Село Архангельское – 270 лет !

1 марта 2023 г. нашему селу Архангельское исполнилось 270 лет! В этом же году-2 декабря будем отмечать такую же дату-270 лет со дня выдачи первой плавки Архангельским медеплавильным заводом.

Архангельское (башк. .Архангел) –село, административный центр Архангельского сельсовета и Архангельского района Республики Башкортостан. Село было основано как заводское поселение 1 марта 1753 г.
В дореволюционный период, как собственно Архангельский медеплавильный завод, так и рабочий поселок при нем имели официальное название: «Архангельский завод». В силу того, что Архангельский медеплавильный завод владельцы остановили и окончательно закрыли в 1891 г. и более не возобновляли на нем медеплавильное производство, в советский период этот населенный пункт, получив статус сельского поселения, стал называться: «Архангельское (село) Архангельского района Башкирской АССР»
Основателями завода были Иван Борисович Твердышев со своими братьями Яковом и Петром и зять его Иван Семенович Мясников-Пустынников- симбирские предприниматели. Контракт на строительство медеплавильного завода был заключен с Оренбургской губернской канцелярией 1 сентября 1752 г., на этот раз компанию представлял Мясников И.С.
1 марта 1753 г. Берг-коллегия определила заводовладельцев построить Архангельский медеплавильный завод на реке Аскын (р.Скимка) левом притоке реки Инзер, впадающей в реку Сим. Земли под завод были отведены в 1752 г. по распоряжению Оренбургской губернской канцелярии кондуктором Менцем. Купчая на эти земли составлена 14 октября 1755 г. Огромная площадь – 356 квадратных верст и 44 десятины (около 115 тысяч десятин) в бассейнах рек Инзер, Сим, Басы, Верхняя и Нижняя Кургашли, Зилим, Чик, Аскын и др., принадлежащие башкирам деревень Шаки, Бакралы, Зилим Курпеч-Табынской волости и была продана за 200 рублей. Завод находился в 70 верстах от Уфы и 320 – от губернского Оренбурга.
Впервые описание географического местоположения и архитектурно-планировочной структуры Архангельского медеплавильного завода до и после закрытия отмечено в научной статье Свистунова В.М.(г.Челябинск). «Установлено, что ядром селитебной застройки (жилые и административные здания) современного села Архангельского стали три улицы, компактно построенные в 1753 г. на левом берегу Аскын и огороженные деревянной крепостной стеной в столб с тремя оборонительными башнями и раскатами , которые снабжены пушками на случай нападения башкир. Причем, въезд в эти три улицы был только один – со стороны мыса заводского пруда и под прикрытием угловой оборонительной башни-батареи.
Как и для всех уральских заводов 18 века, определяющим фактором в строительстве завода и его жилого сектора была водосбросная плотина. Построенная плотина перекрыла речку Аскын в районе горы Куштякла (на современных картах названия горы нет, указана только высота – 259 м), находящейся на ее правом северном берегу, таким образом, что образовавшийся заводской пруд оказался у самой подошвы горы. На левом коренном берегу речки Аскын были построены заводские здания, господский дом, часовня и дома мастеровых. Таким образом, гора Куштякла прикрыла пруд и дома мастеровых от холодных северных ветров и, в то же время , стала естественным препятствием для проезда и прохода в Архангельский завод с правого берега р.Аскын.
Первую плавку завод выдал 2 декабря 1753 г. Всего за полгода была выполнена колоссальная работа: построены плотина, завод-крепость с домами для мастеровых, налажен выжиг угля, куплены крепостные крестьяне, наняты вольнонаемные работники, обучены на других заводах Две деревни Зилим и Ирныкши отстроены для заводских рабочих и крестьян.
Собственно, сам завод, построенный в пойме речки Аскын у ларевого (рабочего) прореза, состоял из одной медеплавильной и одной молотовой фабрики по расковке меди. Рядом располагались два угольных сарая и мусорная изба (толчея), кузница, меховая, плотничий сарай. Также лесопильная мельница, хлебная мельница, припасные магазины, конюшня, контора, обывательские и мастеровых людей дома. (Из плана 1782 г.)
Сырье возили с Каргалинских медных рудников, расположенных в 300 верстах от завода. В 70-годы 18 века в Каргалинском месторождении заводу принадлежали Уральский, Шиферный, Никоновский, Березниковский и другие действующие рудники, всего было 122 рудника. Легкоплавкая каргалинская руда содержала до 5 процентов меди, что позволяло заводу достигнуть среднеуральского уровня производительности-4500 пудов чистой меди в год.
В июне 1774 года, во время восстания Е. И. Пугачева завод был сожжен вместе с поселением Зилим, сгорели и деревянные части плотины, но печи уцелели. Завод удалось восстановить только в середине 1776 года[1]. С 1780-х работа шла полным ходом, в 1791—1794 годах производительность вдвое превосходила прежний максимум, достигая 9,2 тысяч пудов в год за счёт увеличения размеров печей После раздела в 1783 г завод перешел к Козицкой Е.И., проведена модернизация производства. . Проплавка руд в сутки достигала 180—200 пудов на одной печи[1].При заводе работало 141 человек, на рубке дров — 793 и на рудниках— 500 человек. Годовая производительность была на уровне 10 тысяч пудов штыковой меди. Застывшую в формах чистую мель называли штыком или штыковой медью. Черная медь выдерживала ручную ковку и шла на выделку предметов домашнего обихода, но расковку под водяным молотом она не выдерживала и для изготовления изделий особой ответственности не годилась Из чистой меди отливали пушки, колокола и другие изделия.
В 1856 году завод дал рекордную выплавку за все время своего существования —17,4 тысяч пудов меди. По итогам инспекционной поездки по заводам Оренбургской губернии оценку работы Архангельского медеплавильного завода дал Начальник Главного заводов правления А.С.Ярцов (Екатеринбург):
«Медеплавильных печей 4, каждая вышины 6 аршин, квадратные внутри, выкладены белым кирпичом, — говорится в описании «Архангельского статской советницы Козицкой медного завода», Черной меди в выпуске выходит в сутки по 4 пуда. Из 100 пудов руды чистой меди выплавляется от 3 до 3 пудов 25 фунтов.
Для расковки меди 1 горн с 1 молотом. Кузнечных горнов 2, мусорная толчея о 4 пестах, меховая, пильная о 2-х рамах, мучная о 3-х поставах. 3) Господский дом, мастеровых 182 дома.
4) Мастеровых и работных людей по 5 ревизии и с жительствующими при заводе крестьянами 369 человек. В деревнях… крестьян 385, прибывших 409, из числа коих в работу употребляется 645 человек. Приписных крестьян не имеется. 5) Рудников при заводе действующих 15, не действующих 113, выработанных 10, а приисков ко всем пяти заводам считается 946…Меди в год выплавляется от 8 до 10 тысяч 500 пудов, ценою стоит от 6 до 8 рублей. Десятины, половинной меди платится в казну, как при других заводах, оброку с печей в год — 40 рублей» .Другими словами, Архангельский завод с одной медеплавильной фабрикой в 4 печки за 50 лет работы, находясь более чем 300 верст от Каргалинских рудников, оставался стабильно и эффективно действующим предприятием по выпуску чистой меди. И это невзирая на то, что он был выжжен башкирами до основания « с крестьянским строением» в 1774 г и половину своей продукции отдавал в казну по цене ниже себестоимости.»
В силу того, что медеплавильные заводы Твердышевых и Мясникова были построены вдоль главного Уральского хребта, параллельно которому шла по равнинной части Приуралья и старая Ногайская дорога, то и перевозка руды с Каргалов на самый удаленный Архангельский завод шла по этой дороге, причем, через их же заводы. Это во многом облегчало труд рудовозов. Перевозка руды в период владения братьев Твердышевых и Мясникова осуществлялась вольнонаемными людьми. Причем, их нанимали ко всем заводам сразу, и распоряжалась всеми заводскими работами Главная контора Воскресенского завода. В ее ведомости за 1761 г. по этому поводу сказано буквально следующее: «…за неимением приписных к тем заводам государственных крестьян, заводские работы исправляются с великим трудом, нанимая в прибавок к своим крестьянам по договорам и по пашпортам вольных работников в разных местах… и не на каждый завод особо, но на все… заводы вообще, и употребляются в работу с переходом по тем заводам, в какое время, где, на котором заводе, сколько, когда им быть потребует. К тому ж руду возят из разных мест вольнонанимаемы ж люди подводами не погодно, но так, что оной привезет только одну поездку, а иной две, три, а иной пять и больше. И так число предупоминаемых работников, также и рудовозов ни один день в единственной мере не состоит, так что бывает их иногда много, а иногда мало. И если по числу признавать, то мнится, что их по временам бывает, полагая при всех заводах, от 3500 до 6500 человек» .
Примечательно, что употреблялись в работу с переходом по заводам не только вольнонаемные, но и мастеровые люди. В той же ведомости 1761 г., в случае, когда приводилось число мастеровых по отдельным заводам, была сделана следующая оговорка: «…А из оных мастеровых людей находятся не при каждом заводе точно по единомерному определенному числу, но, усматривая по заводским окрестностям, — когда, сколько, где, кому из них нужда быть, потребует, — так и пересылаемы с одного на другой завод бывают…»
Основной рабочей силой на заводах являлись крепостные заводские крестьяне, их И.Б. Твердышев покупал в центральных районах России по одиночке, семьями и деревнями. Рабочий день их длился 13 часов. Заводские крестьяне наделялись участками земли. На период посевной и уборочной кампании для рабочих объявлялся отпуск, то есть заводские крестьяне вели свое хозяйство и сами себя кормили, что освобождало компанию от завоза на свои предприятия хлеба и прочего провианта.
Как и на других уральских заводах, на заводах Твердышева широко применялся детский труд. Детей крепостных заводских крестьян в возрасте от 12 до 16 лет ежегодно весной до октября месяца направляли на рудники, где каждый мальчик обязан был добывать и отвозить к месту складирования по 50 пудов руды в день.
Но в отличие от заводчиков Демидовых Твердышев уделял серьезное внимание обучению детей. В его заводских школах дети учились счету и грамоте, после чего в зависимости от их способности они распределялись на работы.
На заводах Твердышева, кроме крепостных крестьян, работало немало вольнонаемного люда. Они приходили на заработки из-за Волги. Твердышев обеспечивал их жильем в рабочих казармах, питанием и спецодеждой. Но после окончания срока работ все эти расходы высчитывались из зарплаты рабочих.
Впоследствии, план Архангельского медеплавильного завода (на 15 декабря 1838 г.) госпожи действительной тайной советницы графини Александры Григорьевны Лаваль был расширен: появилась кричная фабрика и амбары, также каменная церковь во имя архистратига Михаила, построенная Козицкой Е.И., заводское училище, заводская управа, кладовая и заводской магазин. На правом берегу речки Аскын разместились кузница, меховая, сушильня, сараи для дела белого горнового кирпича, господский конюшенный двор, заводской госпиталь, флигель для проживания медика, тут же баня, кухня и погреба.
Расширения жилой застройки заводского поселения Архангельский завод к середине 19 века особо не отмечено. Так на плане 1838 г. жилых домов (кроме флигеля медика) на правом берегу выше и ниже плотины, по-прежнему нет. Только в конце 50-годов 19 века указанные места постепенно начинают застраиваться. На плане 1859 г. на правом берегу речки Аскын ниже плотины обозначен квартал жилых домов, при этом между ним и плотиной с медеплавильной фабрикой оставлен значительный просвет незастроенной территории.
Представление о селе Архангельское можно получить в книге Н. В. Ремезова “Очерки из жизни дикой Башкирии. Быль в сказочной стране” (М., 1889. С. 12): “Это – довольно обширное селение… Расположено оно довольно правильно – кварталами, по обе стороны речки Аскын, на равнине, которую окружают с севера, востока и юга горы, а к западу она уходит до реки Агидель и тянется на разстоянии 25 верст. В самом же селении, при конце заводского пруда, расположены постройки завода, фабрики, склады угля, доменныя печи и т. п. Недалеко от них, к югу, находятся господские постройки, церкви и базарныя лавки на площади. Здесь же находится и памятник, воздвигнутый крестьянами на свои средства в память освобождения их из крепостной зависимости. Он представляет собой колонну из кирпичей сажени (сажень равна 2, 18 м) две вышиною, на вершине которой, на яблоке, вырезан из железа и разрисован ангел, как будто опустившийся с неба, коснувшись лишь одною ногой и возвещающий в приложенную к губам трубу радостную весть освобождения. Но памятник этот теперь не поправляется и скоро придет в разрушение”.
В с. Архангельское в 1896 г. были церковь, школа при ней, волостное правление, 6 бакалейных лавок, ряды базарных лавок, казенная винная лавка, водная мельница, по понедельникам устраивались базары.
При заводе считалось 52 тыс. десятин земли. На них, кроме с. Архангельское, были расположены заводские деревни Ирныкши, Русский Зилим и Новая Федоровка.
В 1860 году на заводе прошли волнения, в котором участвовало около 450 человек. Участники требовали повышения заработной платы, и прекращения злоупотребления администрации завода.
Крепостные крестьяне завода после реформы 1861 года отказались от надела и дарственного надела. У них остались только усадьбы, да и те не являлись собственностью, за них до конца прошлого века крестьяне работали на заводе. Заводское правление смотрело на них как на крепостных, нещадно эксплуатируя. Поэтому в 80-х годах XIX в., по Ремезову, везде еще видна “печать угнетения, безобразия и позора”.]
После 1861 года стала сокращаться производительность завода до 3-5 тысяч пудов в год. Финансовые трудности владельцев, удаленность и обеднение рудников, снижение цены меди привели к тому, что в 1891 году владельцы разорились, а завод перешел в казенное управление. Ввиду истощения руд его действие не было возобновлено.
За время своего действия в течение 138 лет Архангельский медеплавильный завод выплавил более 1 миллиона пудов (16 858,5 тонн) меди.
Вне сомнений, что застройка правого берега р.Аскын началась после закрытия завода в 1891 г., а основное расширение села в советский период продолжалось, в основном, на ее левом берегу ниже плотины и отдаляясь от речки Аскын.
«А что осталось к настоящему времени от самого медеплавильного производства, бывшего Архангельского завода? Заводской пруд с плотиной остались целыми и невредимыми. На самой плотине из двух прорезов действующим остался только вешняшный. Ларевый прорез засыпали, так как в этом месте ниже плотины, вместо медеплавильной и молотовой фабрик построили футбольное поле. Рядом с засыпанным прорезом осталось кирпично-каменное здание бывшей мучной мельницы. Очевидно, что после прекращения плавки руды на медь, водяная мучная мельница была в тот период крайне необходима жителям завода. Ее здание и встроили в плотину с тем, чтобы вода поступала на рабочее колесо сразу из прореза, минуя водопровод и колодец..
Основным напоминанием о работе медеплавильного производства в течение 138 лет остались россыпи шлака, который практически повсюду на левом берегу р.Аскын выше и ниже плотины. Шлаковое поле и сыпучий шлаковый отвал на крутом спуске к речке почти заросли травой через 132 года после закрытия завода и оказались органично вписаны в природный ландшафт: заводской пруд-речка села Архангельское.
А мы, потомки старинных заводских рабочих Архангельского медеплавильного завода, посещая Михаило-Архангельскую церковь, невольно приостанавливаемся и любуемся творением наших предков :пруд, плотина, большое поле (сейчас-футбольное) на месте производственной площадки завода и отмечаем, что 270 лет назад кардинально изменились судьбы многих людей, так неожиданно оказавшись в этом благословенном крае.
На сегодня, к сожалению память о первопроходцах, старожилах заводского поселения Архангельский завод, в забвении .
. Имеются сведения, что с 1744 по 1762 год Твердышев купил для своих заводов 6849 крепостных крестьян. В это же время количество вольнонаемных рабочих на его 6 заводах колебалось от 3500 до 6500 человек. Некоторых старинных заводских рабочих Архангельского медеплавильного завода, отмеченных в переписи 5 ревизии 1795 год, можно найти в электронных списках 3 ревизии и определить их прежнее место жительства.
Сейчас в России, а также в республике Башкортостан возрождается движение по промышленному наследию и организации туристических маршрутов. На Архангельском медеплавильном заводе не сохранились производственные постройки 18 и 19 в, в отличие от Воскресенского медеплавильного завода. Воскресенский завод проработал ровно 150 лет, начиная с 1745 и был первым частным металлургическим заводом компании Твердышева. Сейчас его внесли в предварительные списки объектов ЮНЕСКО.
На всех медеплавильных, а также железоделательных заводах Твердышева имеются исторические или краеведческие музеи, в том числе в Усть-Катаве, Катав-Ивановске.
В Воскресенске работает картинная галерея с историческим разделом по заводу. В Белорецке установлен памятник И.Б.Твердышеву, имеется исторический музей.
В Архангельске действует Михаило-Архангельская церковь, в следующем 2024 г. будет 235 лет со дня освящения церкви. Но ранее на этом месте, с началом застройки заводского поселения, была построена деревянная часовня, сгоревшая во времена «народного замешательства» в 1774 г., так назывался пугачевский бунт. Так что, архангельская земля находится под покровительством архангела Михаила уже 270 лет.
Однажды и о наших днях потомки вспомнят как о временах далеких, а нам главное помнить, что успехам дней сегодняшних мы во многом обязаны уже далекому прошлому.
Т.И. Севостьянова (Кулакова)