Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

«Сергею Рахманинову посвящается …»

150 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова

Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Старорусском уезде Новгородской губернии в усадьбе Семёново, у отставного гусарского офицера Гродненского полка, потомка господаря Молдавии Стефана Великого и «покорителя кавказского бандита Шамиля»,
Василия Аркадьевича
Рахманинова.
При крещении младенца назвали по святцам Сергеем, что означает «высоко­чтимый».

Дальний предок Рахманинова , внук Стефана Великого, получил прозвище Рахман.
В переводе с арабского это «милосердный, добродетельный, доброжелательный», что является одним из наименований Аллаха.

Мама композитора, Любовь Петровна Бутакова, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса.
Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии.
Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи.
Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.
Музыкой Сергей Рахманинов заинтересовался в очень ранние годы.
Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории.
Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия.
На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел его в 1885 году в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных
детей.
Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.
Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским.
Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его
успехами.
Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу.
Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1888 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как
композитор.
Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы».
В 1893 году она была поставлена в Большом театре.

Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон.
Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка».
Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах.
Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил.
Еще студентом консерватории Рахманинов
написал Первый фортепианный концерт,
прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов.
В 1897–1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская
карьера.
Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.
В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с другом Федором Шаляпиным.

Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение.
Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца.
Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному
исполнению.
Рахманинов же сел у двери в последнем ряду… Шаляпин начал петь и запнулся — не хватило дыхания.
Извинился перед публикой.
Во второй раз — то же самое…
А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол.
Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять.
Сергей выбежал из зала и смеялся полчаса. …
Три месяца друзья не разговаривали, но потом, конечно же, помирились.

Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии.
После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных
рецензий.
Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване.

«Я теперь боюсь всего. Боюсь мышей, крыс, жуков, быков, разбойников, боюсь, когда сильный ветер дует и воет в трубах, когда дождевые капли ударяют по окнам… Боюсь темноты, боюсь старых чердаков и готов даже допустить, что домовые бывают и водятся…»
И еще:
«Запугали меня до одури адом и всякими чистилищами… Очень страшно. Я изнашиваюсь, старею и сам себе уже надоел».
Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

Возвратившись в Москву Сергей пишет Вере огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни.
Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля.
Для нее он сочиняет романс
«О нет, молю, не уходи!».
А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.
В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс
«Не пой, красавица, при мне».
Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка».
Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное — Богом отмеченного молодого человека.
Спустя девять лет — Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины.
Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году.
Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя.
Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий.
Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений
всей моей жизни».
Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке — Варваре Сатиной

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт».
Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», «Соната для фортепиано № 2».
С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой.
Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер.
В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.
В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым
формам.
Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Когда произошла Октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.
В Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу.
Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу.
В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины.
В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов.
В 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен.
За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы»

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус.

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России.
Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами.
Когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Сергей Рахманинов — автор более 80 романсов.
Самые известные произведения Рахманинова

1. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»
2. Этюд соль минор, соч.33 №8
3. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»
4. Симфония №1
5. Фортепианный концерт №3
6. Вокализ, соч.34 №14
7. Симфонические танцы
8. Симфония №2
9. Рапсодия на темы Паганини
10. Фортепианный концерт №2