Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

Николай Алексеевич Заболоцкий

Кто не слышал строки таких стихов –
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь!..

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана…

Автор этих строк – Николай Алексеевич Заболоцкий.
7 мая исполнилось 120 лет со дня рождения поэта Н.А. Заболоцкого.
Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец работал агрономом, мать преподавала в сельской школе и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них. В доме было много книг. В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение и решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям.
В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. В 1920 году Заболоцкий окончил училище и поехал поступать в Москву на историко-филологический факультет Первого Московского университета. Его приняли в число студентов, однако «сказали, что кормить не будут», большие хлебные пайки выдавали студентам медицинских факультетов. Тогда Николай Заболоцкий решил подать документы еще и во Второй Московский университет и совмещать учебу на двух направлениях сразу. В 1921 году Заболоцкий забрал документы из московских институтов и переехал в Петроград, где поступил на факультет русского языка Третьего Петроградского педагогического института им. Герцена. Свое студенчество он вспоминал как «хроническое безденежье и полуголодное существование». Чтобы заработать денег, Заболоцкий разгружал корабли в портах, устраивался разнорабочим. На старших курсах он посещал собрания литературного кружка, где увлекся поэзией.
После института Николая Заболоцкого призвали в армию. Через два года поэт вернулся в Ленинград и устроился автором в отдел детской книги, руководителем которого был известный писатель Самуил Маршак. В 1929 году у Николая Заболоцкого вышел первый сборник стихотворений «Столбцы». В это же время он увлекся физикой и строением Вселенной, начал переписываться с изобретателем Константином Циолковским. Николай Заболоцкий опубликовал в журнале поэму «Торжество земледелия», но в разгар коллективизации критики сочли «Торжество земледелия» насмешкой. Заболоцкому не позволили напечатать новый сборник стихов, и ему пришлось заниматься переводами, чтобы заработать на жизнь. Он свободно владел четырьмя иностранными языками – французским, английским, итальянским и грузинским.
В 1938 году Заболоцкого арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации, его осудили и приговорили к пяти годам лагерей. Сначала он отбывал наказание в «Востоклаге» в Хабаровском крае, затем Заболоцкого перевели в исправительно-трудовой лагерь в Алтайском крае. Отбывая, Николай Алексеевич много работал с чертежами. Вообще эти годы он провёл в качестве строителя.
В 1944 году Заболоцкий вышел на свободу, однако еще почти два года он не мог появляться в Москве. Все это время он жил в Караганде. Там писатель перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве», которое позднее будет признано самым лучшим переводом этого эпического произведения. Из Караганды Заболоцкий перебирается в Москву, живет по друзьям, много пишет и вновь добивается признания. Его финансовое положение становится устойчивым, но здоровье, которое было подорвано годами заключения, дает о себе знать и после второго инфаркта в 1958 году он умер. В 1963 году по заявлению жены его посмертно реабилитировали. Широкое признание к Заболоцкому пришло только после его смерти.
О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница,
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.