Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

Светлый праздник – Троица

Троица, самый загадочный праздник на Руси, вобравший в себя мудрость поколений.
Что мы знаем о нём?
В 381 году, в Константинополе, на II Вселенском соборе, сформулировано учение о Троице. Но это не только догмат о равенстве и единосущем образе всех Божеских лиц.
В Троице отражено триединство мироздания, которое волнует умы и по сей день.
Все знают про Ньютона, который открыл «Закон всемирного тяготения». Говорят, яблоко ему сначало на голову упало. Интересно, какое ещё, ему яблоко упало, если Ньютон, член тайного ордена розенкрейцеров, в 1690 году написал богословский трактат «An Historical Account of Two Notable Corruptions of Scripture». Сейчас трактат Ньютона, хранится в библиотеке Ватикана, с которым периодически знакомятся католические богословы.
А у Нас? Если посмотреть на творение Андрея Рублёва, совершенно другими глазами, отбросив все религиозные предрасудки, нам откроется много нового. Вот так, в одном шедевре, вплетено множество форм, идей и смысла. Образ ёмкий, глубокий и сжатый. Это отражение миропонимания Триединства мира автора, жившего на Руси, в гениальном произведении, волнует и по сей день умы мыслителей. Известны более 30 толкований Рублевской Троицы.
Может у Ньютона есть подсказки?
Труд Ньютона, доступен избранным богословам, потому что противоречит официальной догматике Католической церкви.

“МАЛЕНЬКИЕ СОМНЕНИЯ УКРЕПЛЯЮТ ВЕРУ” – незыблемая истина.
Поэтому, трактат хранящийся в Ватикане, до сих пор востребован. Ученый, взяв первоисточники на греческом и латыни показал, что фразы «на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» нет в оригиналах Евангелия!!!
Но… Тут можно констатировать, что, какую бы ненависть не питала Католическая церковь к Православию, из века в век, но тем не менее признаёт первенство за Русской церквью в филосовско религиозной мысли.
Формулировка образа Троицы, в текстах Нового Завета, у католиков, введена по приказу кардинала Сиснероса лишь в 1515 году.

Стоит вспомнить один факт. Константин, он же Кирилл, тот самый, кто считается создателем славянской писменности, был отправлен с миссией в Халифат. Он отказался от соборования, веря что вернется живым. Предстоял богословский спор, между христианством и исламом. В случае поражения в споре, война мусульман против Византии была неминуема. Один из сложных вопросов спора, был вопрос о Троице.
Можно смело сказать что Троица, чисто Русский праздник. Сейчас на Троицу все приносят в дом три ветки берёзы. Считалось, так можно защитить свой дом, членов семьи, от всего зла. «Тремя веточками – от молодой, постарше и старой берез; считали, что они будут охранять дом от гроз и прочих бед. Освящённые ветки втыкали также в стены домов, под “застреху” – на крышу под главное коневое бревно, ставили в изголовье кровати, привязывали по прутику к койкам родителей, в коридоре, к перилам».
Ещё наТроицу принято украшать всё зеленью, на пол кладут свежескошенную благовонную траву. «Троицкие травы» – мята, чабрец, чабер, зоря, калуфер, любисток, ковыль, подорожник, пастушья сумка, малошник, плакун, багульник, полевые цветы…
Зачем это делали? Только ради запаха – ароматерапия, или в этом есть более древний скрытый смысл?
Стоит вспомнить обычай, стелить сено в доме, на Быдний (Будный) вечер, когда в дом, на совместную трапезу, приглашаются умершие родичи. Но это зимняя ночь, а Троица, праздник летний. В мордовских деревнях на Троицу возле окон дома, ставят ветки березы. Считается, что на ветках березы, отдыхают вернувшиеся в этот день на землю души умерших предков, заглядывая через окна. У русских, смысл тот-же, в различных вариантах. А в древней Православной традиции, берёза является главным атрибутом праздника, её ветви символизируют силу Святого Духа (Силу Духа Рода). Только через три дня, после праздника, травы выметали из домов.
Накануне больших праздников, принято устраивать генеральную уборку в доме. Ведь в День Троицы, строгий запрет на уборку, шитьё, стирку, выполнение любых работ по дому. В этот день, нельзя копать, беспокоить землю, в ряде мест был запрет косить траву и рубить деревья.
В родительскую субботу – день, предшествующий Троице – посещают кладбища и поминают усопших, а под вечер собрают тридцать три лекарственные травки. Сейчас просто, собирают букет, где есть либо 12 различных цветков, либо их 33, который ставят на стол в доме. Но лучше, если это будут лекарственные травки. В пользу этого, можно процетировать Максимова, который в 1913 году писал следующее – “Троицын день можно с полным основанием назвать «Зелёными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Ярославской губернии называли «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются берёзками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами ДЛЯ РАЗНЫХ НАДОБНОСТЕЙ: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: её всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты».
Напомню, что листва берёзы является антиаллергичным средством, а берёзовый дёготь, – бактерицидным. А другие целебные травки можно узнать, заглянув в справочник лекарственных растений.
Справочник ещё пригодится, ведь впереди ещё Купало, когда собирают 77 лекарственных трав!
Троица – это повод побыть на природе, соблюдя многовековую традицию, накрыть стол или расстелить скатерку, прямо на траве, положив крест накрест под скатерку, два берёзовых прутика, под сенью берёз. В некоторых местностях России, бывало, стол собирали под берёзой только девушки – кумились с берёзой.
В челобитной нижегородских священников есть упоминание о том: “жёны и девицы приносили в жертву берёзам пироги, каши и яичницы”.
Сейчас это можно назвать «завтрак на природе», где не всё съедали сами, а оставляли часть “духам предков”…
Иногда подношение оставлялось на земле, около берёзки – это по случаю испечённый куличик, козуля, другая ритуальная выпечка, в центре которой часто запекались яйца, иногда просто оставлялся кусок хлеба, крошки со скатерти стряхивали под березу, для “птах небесных”…

А дома Берёзку ставили в передний угол перед накрытым столом, на котором было расставлено угощение для неё – по кусочку от всех блюд, стакан пива или рюмка вина. В ходе трапезы девушка-хозяйка приглашала сначала Берёзку, а потом и всех присутствующих, попить-поесть, чем Бог послал. Оставляя Берёзку на время одну в доме, перед ней снова ставили накрытый стол с кушаньями…
Надо понимать, что все эти подношения делались не дереву, как таковому, а символу Триглава, который олицетворяла в день Троицы берёза.
Иногда Берёзку называли в течение праздника “кумой”. На Троицу традиционно устраивались настоящие народные гуляния, вечером, во всех деревнях, начинали водить хороводы, петь песни плясать. Подобные забавы на Троицу, не теряют своей популярности до сих пор. На Троицу есть повод показать свою удаль. В сёлах, ещё при Советской Власти, можно было стать свидетелем, или участником поединка. Дрались не доводя поединки до смертоубийства, а до первой крови. Победителя угощали испечёным по случаю Троицы караваем, ровно как и приглашённых гостей, которых наряжали венками из цветов. Одаривать друг друга венками на Троицу имело несколько смыслов. Так девушки одарив венками парней, потом водили хороводы, а парни выбирали будущих невест.
В Троицын день, принято свататься. Считалось, что если посвататься на Троицу, а свадьбу сыграть на Покров (день, когда осень встречается с зимой), то счастливая совместная жизнь обеспечена. Но были и друге мотивы в троицких песнях, о нежелании замужества: “Виси, венок, не развивайся, а моя девичья краса не кончайся”. Получается женщины имели «право голоса».

Одевались в троицкую субботу в красные рубахи, в воскресенье – старинные белые, в понедельник – сшитые из фабричной ткани. И обязательно головы украшали венками. Только в северных районах, венки делали из свежей зелени, а потом они заменялись головными уборами, вышитыми золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не надевали на другие праздники.