Валентиновская модельная библиотека
Контакты
Телефоны
+7 (347-74) 2-96-09 Главный библиотекарь - Горшенина Любовь Ивановна +7 9273383633
Прочие контакты
Факт. адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК
Юридический адрес
453037, с. Валентиновка ул. Советская,57 СДК

Режим работы:

Ежедневно 9.00 -17.42

Перерыв: 13.00 — 14.30

Выходной: воскресенье, понедельник

Герои войны

Помним. Чтим. Гордимся.
6 мая 2024 года исполняется 117 лет со дня рождения Герой Советского Союза Николая Францевича Гастелло. Гастелло Николай Францевич (1907 – 1941) – советский военный лётчик, капитан, командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Прославился тем, что 26 июня 1941 года вместе со своим экипажем совершил огненный таран, направив подбитый самолёт в скопление вражеской техники. Подвиг Николая Гастелло широко популяризировался в СССР и породил множество подражаний, хотя и не был первым в истории подвигом подобного рода.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве, в семье рабочего. Отец его происходил из белорусской крестьянской семьи, проживавшей в деревне Плужины (ныне в Гродненской области Белоруссии). В 1900 году Франц Гастелло (первоначальная фамилия Гастыло) перебрался в Москву на заработки и устроился в литейной мастерской Казанской железной дороги. Там, в Москве, Франц Гастелло встретил свою любовь – Анастасию Семёновну Кутузову, русскую девушку, работавшую белошвейкой. От их брака и родился будущий герой Великой Отечественной войны.

Сам Николай Гастелло окончил московскую школу-семилетку и вслед за отцом начал свою трудовую рабочую жизнь. Трудился он в Муроме, на паровозостроительном заводе им. Дзержинского. В 1928 году Гастелло вернулся в Москву, с 1930 года работал на государственном механическом заводе строительных машин сперва слесарем, потом – нормировщиком.

В 1932 году Николая Гастелло призывают в армию и направляют в Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Николай Францевич освоил пилотирование самолётов У-2, Р-1 и И-5, на выпускных испытаниях в 1933 году продемонстрировал настоящее лётное мастерство за штурвалом истребителя. Однако, к удивлению экзаменаторов, попросил направить его в бомбардировочную авиацию. “Моя мечта – тяжёлая авиация, большие корабли”, – объяснил он свой выбор. В 1934 – 1938 году Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, затем – в бомбардировочной авиационной бригаде, базировавшейся в Ростове-на-Дону, прошёл путь от 2-го пилота на бомбардировщике ТБ-3 до командира самолёта, а потом – и до командира отряда в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку.

Гастелло принимал участие в Битве на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка, затем – в Зимней войне. Задача, стоявшая перед Гастелло и его однополчанами состояла в том, чтобы наносить бомбовые удары по укреплениям Линии Маннергейма, помогая советским пехотинцам её прорвать. Бомбить с тяжёлых и неповоротливых бомбардировщиков ТБ-3 приходилось на низкой высоте, на которой их легко могли достать вражеские зенитки и зенитные пулемёты, но только самолёты ТБ-3 могли взять на борт бомбы, способные проломить бетонные укрепления Линии Маннергейма. После авиаудара поднималась в атаку русская пехота и занимала разрушенные укрепления фашистов.

Осенью 1940 года полк, в котором служил Гастелло, перебазировали под Великие Луки, поближе к западной границе, с которой всё сильнее тянуло порохом, в начале 1941 года – на аэродром Боровское в Смоленской области. В мае 1941 года Гастелло освоил новую для себя машину – бомбардировщик ДБ-3ф. Тогда же он получает новое назначение – командиром 4-й эскадрильи в 207-м дальнебомбардировочном авиаполку.

В боях Великой Отечественной войны Гастелло участвовал с самого первого дня, свой первый боевой вылет он совершил 22 июня 1941 года в 5.00 утра. Спустя 2 дня, 24 июня, аэродром, на котором дислоцировался полк Гастелло, подвергся налёту вражеского бомбардировщика “Юнкерс Ю-88”, совершавшего разведку на Смоленск. Немецкие лётчики обнаружили с воздуха советский аэродром и, не имея бомб, решили его обстрелять. Николай Гастелло проявил находчивость, вскочил на турельную установку одного из бомбардировщиков и пулемётной очередью срезал “юнкерс”. Подбитый немецкий самолёт вынужден был совершить аварийную посадку в советском тылу, его экипаж попал в плен. “Я много летал над Францией, Бельгией, Голландией, Норвегией, – говорил потом на допросе немецкий пилот. – Стоило там появиться немецкому самолету, как все разбегались в разные стороны. А ваши летчики даже с земли ведут по нас огонь. У вас не только солдаты, но местные крестьяне и крестьянки бросились на нас с дубьем. Непонятная страна, непонятная война!”

26 июня 1941 года, во второй половине дня, Гастелло во главе звена бомбардировщиков ДБ-3ф вылетел в район Молодечно – Радошковичи, где было обнаружено большое скопление вражеской техники, наступавшей на Минск. Поскольку в первые дни войны авиации советским войскам катастрофически не хватало, бомбардировщики шли без истребительного прикрытия. Обнаружив немецкую колонну на шоссе, бомбардировщики с Гастелло во главе снизились на высоту 400 метров и сбросили бомбы на танки и автомашины противника. Затем Гастелло приказал своему ведомому – самолёту лётчиков Воробьёва и Рыбаса – возвращаться на аэродром, а сам повёл свой самолёт к просёлочной дороге, по которой тоже шла вражеская техника. Бомб больше не было, поэтому Гастелло снизился до предельной высоты, прошёл над колонной на бреющем полёте, в то время, как стрелки его экипажа – Скоробогатый и Калинин – вели огонь из пулемётов, выведя из строя 12 автомашин врага и штабной автобус. В это время в самолёт Гастелло попал вражеский зенитный снаряд (по другим сведениям – очередь зенитного пулемёта), от которого самолёт вспыхнул. Гастелло попытался уйти в облака и сбить пламя, но это ему не удалось. И тогда Николай Францевич принял единственное в таких условиях возможное решение. Васильев и Рыбас видели, как ДБ-3ф командира эскадрильи развернулся и вышел в пике, направляясь прямо в гущу вражеской автоколонны. Стрелки Скоробогатый и Калинин до последней секунды вели огонь из пулемётов по врагу, пока охваченный пламенем бомбардировщик не врезался в скопление немецких танков и автомашин.

Воробьёв и Рыбас, вернувшись на свой аэродром, доложили о случившемся. О дальнейшем вспоминал командир авиакорпуса Н.С. Скрипко: “Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!”

Вместе с Гастелло погибли члены его экипажа А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый и А.А. Калинин. Николай Францевич за свой подвиг удостоился звания Героя Советского Союза, остальные члены экипажа посмертно удостоились Орденов Отечественной войны 1-й степени.

Немногие знают о том, что Николай Гастелло жил в Башкирии.

Его именем назван парк и целый стадион в г. Уфе – это Николай Гастелло. В 1918 году группу школьников-москвичей в связи с голодом эвакуировали в Уфу. Среди них был и одиннадцатилетний Коля Гастелло. Ребята жили в интернате, который размещался в здании нынешней Академии искусств. В Башкирии Николай Гастелло пробыл почти целый год, потом был направлен домой.